Алалия. Коррекционная работа при алалии»статья по коррекционной педагогике

Моторная и сенсорная алалия: симптомы и лечение у детей

Общество «Языковый мост», , Берлин, Германия

Общество «Языковый мост», , Берлин, Германия

Импрессивная (сенсорная) алалия

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(11): 114‑120

Александрова Н.Ш., Александрова О.А. Импрессивная (сенсорная) алалия. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016;116(11):114‑120.
Aleksandrova NSh, Aleksandrova OA. Impressive (sensory) alalia. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2016;116(11):114‑120. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/jnevro201611611114-120

Общество «Языковый мост», , Берлин, Германия

Импрессивная (сенсорная) алалия — самое тяжелое детское языковое расстройство: ребенок с нормальным интеллектом и слухом не начинает понимать речь окружающих и, как следствие, говорить. Этиология неизвестна, прогноз неблагоприятный. Углубленное изучение синдрома необходимо для уточнения диагностических критериев и создания системы адекватной медицинской и педагогической помощи, а также в теоретическом плане. Проведенный анализ симптоматики и течения синдрома (17 детей в возрасте от 2 до 10 лет) позволил выявить два варианта течения синдрома, уточнить поведенческие диагностические критерии и обосновать основное направление педагогической работы по абилитации. Также обсуждается возможный характер поражения мозга, что, на наш взгляд, может помочь при планировании медицинских исследований.

Общество «Языковый мост», , Берлин, Германия

Общество «Языковый мост», , Берлин, Германия

Алалии — языковые расстройства речевой деятельности, т. е. знаковые, амодальные, не являющиеся прямым следствием патологии сенсорной или моторной сфер.

Синдром импрессивной (сенсорной) алалии иначе называют специфическим расстройством развития рецептивной речи (F80.2 по МКБ-10). При данном синдроме ребенок без видимых интеллектуальных расстройств, обладающий достаточным слухом, не начинает вовремя понимать обращенную речь и, как следствие, говорить.

Постановка диагноза «импрессивная алалия» может вызывать затруднения. Ряд авторов [1, 2] указывают, что для импрессивной алалии не разработано достаточно четких, однозначных критериев диагностики. Более того, само существование ее как самостоятельного расстройства признается не всеми.

Дети с алалией с самого начала усваивают язык по патологическому типу, что отличает их от детей с задержкой усвоения языка, при которых язык формируется позже обычных сроков, но по законам нормы [3]. Различают две основные формы заболевания: экспрессивную (ЭА) (моторная) и импрессивную (ИА) (сенсорная). Иногда говорят о сенсомоторной алалии, подчеркивая, что в клинической картине присутствуют нарушения как понимания, так и говорения. На наш взгляд, практически в каждом случае страдает и импрессивная, и экспрессивная речь. Т.Г. Визель [4] писала, что, поскольку экс- и импрессивная речь у ребенка тесно связаны между собой, как правило, при обеих формах алалии отмечается недостаточность и того, и другого видов речевой деятельности. Причем, при любой из форм при моторной алалии вторичные трудности понимания могут быть легкими, а при сенсорной — вторичные нарушения собственной речи — грубыми, вплоть до ее отсутствия.

Нарушения понимания речи при ИА и ЭА, на наш взгляд, различаются не количественно, а качественно. Так, у детей с ЭА нередко можно наблюдать затруднения при понимании грамматических конструкций. Также им сложно различать на слух слова, близкие по звучанию. В то же время при тяжелых ЭА и нарушениях интеллектуального развития понимание общего смысла высказываний остается доступным [5, 6]. Для И.А. характерно непонимание общего смысла высказываний, в том числе простейшей бытовой речи, а также некритичность к своей речи. Подобные нарушения встречаются в клинике афазий вследствие повреждения мозга, но только в остром периоде. Стойкое нарушение понимания речи, подобное ИА, наблюдается при синдроме Ландау—Клеффнера (СЛК), по МКБ-10 F80.3.

Представление об алалии как детском аналоге афазии, обусловленном поражением мозга в областях Брока или Вернике, не находит сегодня подтверждения у детей с алалией: в подавляющем большинстве случаев очаговых поражений мозга не обнаруживается. И напротив, у детей, имевших в раннем возрасте поражения головного мозга, развивается не алалия [7—11], а детские афазии, т. е. нарушения сформированной речи, которые имеют тенденцию к быстрому восстановлению вербальной коммуникации [12, 13]. Последние исследования формирования более сложных языковых навыков у данной категории детей в школьном возрасте выявили [14—17] наличие тех или иных нарушений по сравнению с контролем, но в свете нашей работы важно, что эти дети говорят. Исходя из этих фактов, логично предположить, что алалии не являются проявлением какого-либо резидуального поражения детского мозга. У детей с церебральным параличом алалия отмечается лишь в 3,8% случаев, хотя это может быть обусловлено трудностями диагностики [18].

Различные аспекты ЭА представлены в работах ряда авторов [1—3, 19]. Характер поражения мозга при ИА будет рассмотрен далее. На основании клинических наблюдений Н.Н. Трауготт и С.И. Кайданова [20] пришли к выводу, что у детей с сенсорными алалией и афазией (детской сенсорной афазией, которую авторы называют СЛК) высшие речевые зоны мозга остаются открытыми, как и у взрослых с сенсорной афазией, избирательно нарушено образование и закрепление условных связей на звуковые раздражители с формированием «функциональной неполноценности высших уровней слуховой системы или центрального дефекта слуха». Авторами было доказано, что дефект слуховой функции при ИА не может быть сведен к нарушению физиологического слуха.

Диагноз ИА может быть поставлен на основе наблюдений, при этом основным симптомом является отсутствие понимания речи в возрасте 18 мес без значительного снижения физиологического слуха и видимых расстройств интеллекта. Говоря об ИА, нельзя не провести параллель с достаточно изученным СЛК, который интерпретируется как дисфункция височных отделов мозга вследствие эпилептиформной активности [21—25]. При СЛК ранее нормально развивавшийся ребенок теряет способность понимать обращенную речь, а следовательно, и говорить. Слух и невербальный интеллект при этом не страдают. Потеря языковой способности может протекать постепенно, но чаще случается внезапно. Средний возраст начала заболевания — 3—7 лет. Многочисленные исследования CЛК подтверждают связь, во многих случаях прямую, между когнитивными нарушениями и эпилептиформной активностью [26—30]. При дебюте СЛК не всегда наблюдается четкая связь между изменениями на ЭЭГ и речевым регрессом: одно событие может опережать другое на срок от нескольких месяцев до 2 лет. В подростковом возрасте происходит нормализация ЭЭГ, но это не всегда сопровождается восстановлением когнитивных функций. У 2/3 заболевших детей сохраняется выраженный дефект речевой функции, 1/3 — полностью выздоравливают.

Клинические проявления СЛК с дебютом в дошкольном возрасте и ИА практически идентичны и различаются лишь нечеткой возрастной границей (до появления речи — алалия, потеря сформированной речи — СЛК). Более того, это единственные известные синдромы, в которых ведущим симптомом выступает стойкое непонимание обращенной речи. В упоминавшейся выше работе [20] была показана идентичность нарушения в образовании и закреплении условных связей на звуковые раздражители при ИА и СЛК. Диагностика СЛК основывается на данных ЭЭГ-обследования. Причем СЛК может выступать не только как афазия, но и как алалия [26, 31—34], т. е. несомненно, что некоторые случаи ИА связаны с патологическим изменением электрической активности мозга. В то же время далеко не во всех случаях ИА выявляются отклонения на ЭЭГ. Это дает основание предположить возможность различных по природе мозговых дисфункций, которые проявляются схожей клинической картиной, т. е. при различной этиологии общими являются симптомы выпадения ввиду заинтересованности одних и тех же регионов мозга.

Вопрос о том, что первично страдает при ИА, слуховой гнозис или слуховая агнозия, неизбежно приводит к тяжелому недоразвитию языковой системы, поскольку в раннем возрасте становление гностических и языковых функций тесно связано.

Импрессивный словарь у здоровых детей развивается с 9—10 мес [35]. В это время ребенок начинает соотносить услышанное с соответствующими предметами и ситуациями. Активный словарь начинает формироваться в период от 10 до 18 мес. В случае ИА ребенок не начинает понимать речь окружающих, импрессивный словарь не формируется, поэтому не развивается разговорная речь. В какой момент нарушается понимание речи при ИА — неясно. В раннем возрасте дети ведут себя адекватно ситуации, в поведении ориентируются на мимику, жесты, интонации взрослых или копируют поведение сверстников, и родители чаще всего утверждают, что их ребенок «все понимает, но не говорит». Н.Н. Трауготт [6], описывая особенности поведения детей с ИА, считает, что они по общему рисунку поведения не отличаются от нормальных сверстников, инициативны, достаточно общительны.

Нами был проведен анализ симптоматики и течения синдрома у 17 детей в возрасте от 2 до 10 лет, некоторые из них мы описываем ниже.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алалия. Комплексный подход в коррекционной работе.

Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий.

Психолингвистические методы коррекционной работы с алалией

В психолингвистике процесс продуцирования (порождения) речи рассматривается в общей структуре деятельности человека, и ориентирован на сложные внутренне-речевые процессы со специальным.

Алалия. Программа индивидуальной коррекционной работы.

Предложены виды игр и упражнений для занятий с неговорящим ребёнком.

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР, осложнённое дизартрией и моторной алалией.

В материале описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми , имеющими речевые отклонения. Рассказывается о этапах, методах и приёмах работы с детьми с ОВЗ. Чётко описывается перечень документации, .

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)

Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития.

Система коррекционной работы по преодолению алалии.

С чего начать работу с неговорящими детьми, на какие направления коррекционной работы обратить внимание на начальных этапах. Данный материал предназначен для родителей и логопедов.

Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией

В данной статье рассматривается система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией.

Классификация

По локализации патологии мозговых структур различают следующие формы:

  • Моторная алалия (синоним «экспрессивная»).
  • Сенсорная (синоним «импрессивная»).
  • Сенсомоторная.
  • Оптическая (выделяется не во всех классификациях и многими авторами не признается).

Выделяются следующие этапы становления речи:

  • Доречевой период — это время до 1 года.
  • Начальный речевой — возраст до 2-х лет.
  • Развитие внутренней речи (импрессивной) — возраст 2-3 года, ребенок набирает символы речи.
  • Развитие внешней речи (экспрессивной) — возраст 3-4 года, происходит понимание ребенком и воспроизведение слов и предложений, то есть формируется фонетика и грамматика.
  • Завершение формирования речи — возраст 4-5 лет, когда происходит становление фонетики и грамматики.
  • При правильном речевом воспитании в 5-6 лет завершается развитие речевой системы.

Моторная алалия характеризуется нарушением воспроизведения речи. Моторная алалия связана с нарушением функции рече-двигательного анализатора. Дети с такой патологией развиваются нормально, понимают речь, но не могут говорить или очень поздно начинают произносить отдельные «смазанные» слова. Заподозрить эту патологию можно с одного года жизни малыша. В речи детей возможна замена звука на другой, выпадение звуков, навязчивое воспроизведение слов и нарушается смысл самой речи. У таких детей резко ограничен запас слов. Из-за нарушений структуры слова речь малыша понимают только близкие. Моторные алалии бывают афферентные и эфферентные. Афферентная развивается при патологии в афферентной (моторной) части рече-двигательной системы. Это проявляется нарушением собственного ощущения тела, именно костно-мышечного ощущения.

Ребенок, когда воспроизводит слова, плохо координирует движения органов речи. Эфферентная возникает при повреждении (недоразвитии) премоторных зон. При этом страдает включение и переключение при речевом акте. Проявляется это тем, что первично у ребенка нарушается формирование речи, резкое ограничен словарный запас, нарушается структура слов. Речь такого ребенка понимают только родители.

Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. Это тяжелое языковое расстройство, поскольку ребенок не понимает речи окружающих, так как у него недоразвита зона гностического анализатора. У детей сохранен слух и есть способности к активной речи, однако существует разрыв между звучанием и значением слов. Дети не понимают речь, поэтому возникают и другие нарушения — затрудненные контакты с людьми и задержка умственного развития. Такие дети пытаются общаться взглядами и жестами. Данную патологию можно заподозрить в 6-8 месяцев. Сначала родители могут заподозрить снижение слуха у ребенка, поскольку он никак не реагирует на звуки и речь. Отличить таких детей от слабослышащих можно проведя эксперимент — увеличение громкости речи не влияет на реакцию и понимание этой у ребенка. У детей более старшего возраста отмечается невнимательность к звукам, поэтому коррекционная работа с ними затруднена: они могут совсем не реагировать на звук, с трудом заучивают слова и запоминают их. Их словарь медленно обогащается.

Сенсомоторная алалия является комбинированной патологией и возникает при недоразвитии двух анализаторов гностического и кинестетического. Это самая тяжелая форма, поскольку нарушено и понимание речи, и говорение. Интеллект у таких детей первично сохранен. Детей с сенсомоторной алалией путают с аутистами. Работа начинается с сенсорного компонента — важно научить понимать речь, а после этого и воспроизводить ее. На понимание речи может уйти более полугода, а потом приступают к работе с моторным компонентом. Коррекция данной патологии длится в 2 раза дольше, чем отдельно взятой моторной и сенсорной алалии. Многие дети имеют нарушение моторной речи вторично.

Оптическая алалия возникает при недоразвитии теменных зон. Связана она с нарушением пространственного анализа и синтеза. У ребенка отмечается первичное недоразвитие внутренней речи, бедность запаса слов, не формируются падежные окончания.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

ребёнок сидит и и строит пирамидку

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Как диагностируется

Диагностика алалии включает в себя наблюдение сразу у нескольких специалистов, врачей. ЛОР необходим для того, чтобы «отсечь» потенциальные причины в виде неправильного развития слуховых органов. Затем в работу вступает невролог, который с помощью томографии, рентген-диагностики и других исследований определяет наличие и степень поражения отдельных участков головного мозга. Только после этих специалистов на предмет наличия сенсорной алалии ребенка обследует логопед, предлагая ребенку несложные задачи, связанные с пониманием информации (просьба взять определенный предмет, назвать животное на картине и т.д.).

Целью всех этих исследований является исключение из потенциальных диагнозов тугоухости (ее лечением занимается ЛОР) и аутизма с олигофренией. Сенсорная алалия не является признаком умственной отсталости ребенка, поскольку такие дети обладают нормальным интеллектом. Если специалист все же поставил этот диагноз, необходимо тщательно следить за ребенком, так как алалия по-разному проявляет себя в разных ситуациях. Корректируется она довольно успешно, однако ввиду неусидчивости детей и плохого восприятия информации, этот процесс может затянуться надолго. Здесь все зависит от опыта специалиста и настойчивости родителей, так как на них выпадает ежедневная работа по развитию своего ребенка.

При малейших признаках мы рекомендуем сразу же обращаться за консультацией к специалистам. Чем быстрее Вы выявляете нарушение, тем выше вероятность того, что последствия будут минимальными и своевременная коррекция поможет ребенку. Не откладывайте на завтра самое главное — здоровье малыша. Этим Вы поможете и себе и ему избежать серьезных проблем в будущем. В России достаточно хорошо развита система диагностики. Обратиться можно и к частным специалистам и по направлению детских садов и школ на бесплатное обследование в государственные учреждения.

В центре Говоруша проводится коррекция алалии.

Для получения более подробной информации вы можете связаться с нашими специалистами по тел: +7 (812) 642-05-13, +7 (921) 744-18-52 , либо обратиться по адресу: г. Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1. ст. метро Звездная с 9.00 до 20.00. Мы всегда рады оказать вам помощь.

Ваш ребенок не говорит или говорит плохо?
Испытывает трудности при делении слов на слоги и обучении чтению?
Допускает много ошибок при письме?

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу
со стажем работы более 20 лет, руководителю Центра развития речи «Говоруша»
Дашковской Елене Владимировне!
Записаться

Виды алалии у ребенка

Диагноз “алалия” ставится в современной детской неврологии нечасто. Однако есть маленькие пациенты, которым нужна речевая коррекция. Логопеды чаще сталкиваются с двумя видами алалии — моторной алалией и сенсорной алалией.

Моторная алалия характеризуется аграмматизмами, недостаточностью речевой продукции (или ее отсутствием), понимание речи сохранно. При моторной алалии ребенок не может верно двигать своими мышцами, поэтому неправильно произносит звуки.

Сенсорная алалия проявляется нарушением понимания речи, при этом речевая активность сохранна. То есть ребенок хуже понимает речь, поэтому хуже ее воспроизводит.

ГАУЗ «ГБ №5» города Орска